Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 92/1

+7 (965) 063-08-94
+7 (962) 695-05-23

ЛАБОРАТОРИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА

Продолжительность обучения

2 года, 4 семестра

150 000 / год

Начало обучения

осень 2017

Заполненную анкету и творческие задания необходимо прислать на адрес: spb@newcinemaschool.com до 20 сентября 2017 г.

Вступительные испытания
ЛАБОРАТОРИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА

Экспериментальное кино — это область интенсивного визуального поиска и кинематографических опытов. Оно существует вне эстетических, идеологических и политических рамок. Мы можем узнать его в нелинейном повествовании, главенстве формы, визуальной поэзии. Территория визуальных экспериментов безгранично широка: так не похожи друг на друга фильмы-дневники Йонаса Мекаса, фильмы-эссе Криса Маркера, монтажные фильмы Дзиги Вертова, фильмы Евгения Юфита, Ирины Евтеевой, Бориса Юхананова и других режиссеров Ленинградского параллельного кино.

Профессии экспериментального режиссера не существует, и мы не ставим своей задачей ее изобрести. Наследуя опыт таких школ и направлений, как Ленинградская студия первого экспериментального фильма, парижские лаборатории экспериментального фильма и нью-йоркская онтология Йонаса Мекаса, мы стремимся к другому — создать живую среду эксперимента, в которой будут развиваться необходимые для свободного творчества навыки, в которой можно будет овладеть разными формами киноповествования и вырастить независимый авторский взгляд.

В лаборатории экспериментального фильма неуместен традиционный подход к кинообразованию, где фигура одного мастера навязывает свои установки и создает каноны. Преподаватели с разными взглядами и методами будут сменять друг друга, и участники лаборатории овладеют разнообразием подходов к созданию фильма.

Лаборатория экспериментального фильма – практическая лаборатория. Каждый курс в ней рассчитан на результаты участников – визуальные высказывания в разных техниках кино.

Наши преподаватели — практикующие режиссеры и кураторы. Режиссер Мария Годованная научит участников лаборатории работать с 16-мм пленкой, оператор Александр Буров проведет курс работы с видео. Художник Борис Казаков проведет авторский курс «Параллельное кино и экспериментальная анимация» и научит работать в разных техниках кино-анимации. Режиссер, куратор фестиваля «Послание к человеку» Михаил Железников разовьет навыки практической работы с неигровым материалом. Режиссер и куратор Александр Марков научит создавать «Found footage» фильмы. 

В лаборатории будут проходит творческие встречи и ворк-шопы. Своим опытом поделятся: Ирина Евтеева, Павел Семченко, Николай Копейкин, Константин Селиверстов, Нодари Федоров, друзья лаборатории из L’Abominable и другие режиссеры и кураторы.

Итогом работы участников лаборатории станет авторский дипломный фильм.

Программа лаборатории

Кино+видео: 16 мм съемка и видеомонтаж

Курс предоставляет студентам возможность практической работы с двумя форматами — пленочным кино и цифровым видео. Студентам предлагается разработать общий проект фильма, в котором каждый снимет небольшой фрагмент на 16 мм и вручную проявит плёнку по ч/б негативному процессу. После этого весь материал будет объединен, и студенты смогут самостоятельно смонтировать его на компьютере. Результатом класса будет либо один короткометражный фильм, объединяющий все смонтированные фрагменты, либо серия коротких работ, выполненных студентами индивидуально. Теоретическая часть курса включает в себя ознакомление с основными техническими параметрами кино и видео-камер, способами съемки и освещения для кино, технологией процесса проявки 16 мм ч/б негатива, перевода пленки на видео и другими важными аспектами кино-/видеопроизводства.

Автор курса: Мария Годованная

Найденная пленка

Found footage в независимом кино предполагает работу со случайным, любительским или даже отбракованным материалом. В этом и заключается основная интрига. Автор находит материал, который чем-то его задевает: фактурой, героями, ситуациями. К примеру, еще в советском кино, в 1927 году, режиссер Эсфирь Шуб «нашла» пленки, снятые придворным оператором Николая Второго Карлом Ягельским и сделала из них антимонархический фильм «Падение династии Романовых». Это пример из области политики и идеологии. С течением времени found footage расширяет свои жанровые возможности: от фильмов-эссе и мокьюментари до стилизаций под игровые драмы и использования процесса распада кино и цифрового материала как гипертекстового палимпсеста. Давайте поучимся у таких современных мастеров, как Билл Моррисон, Алан Берлинер, Жан-Габриэль Перье, Арно де Палье, Павел Медведев, Сергей Лозница и др. На курсе участники лаборатории познакомятся с многочисленными подходами к выстраиванию историй на основе материала, из мусорной корзины. В процессе обучения участники лаборатории будут работать над авторским фильмом в технике found footage.

Автор курса: Александр Марков

Стратегия и пошаговая тактика создания композиции кадра — от интуиции дилетанта до принятия авторского решения

В рамках этого курса мы выстроим цепочку логически последовательных шагов, ведущих по технологии съемки от намерения, творческого порыва — к воплощению замысла. Также рассмотрим необходимый инструментарий — то, чем создается изображение на съемочной площадке. Сознавая, что этот арсенал инструментов материально весьма ограничен, полезно знать и необходимо уметь работать со всеми доступными ресурсами.

Автор курса: Александр Буров

Использование документального изображения в актуальном экспериментальном кино постдокументальной эпохи. Практический семинар

На сегодняшний день в словосочетании «документальное кино» устарели оба понятия. И если слово «кино» было актуальным всего несколько лет назад, до относительно недавней победы цифровых носителей, то слово «документальное» потеряло актуальность еще в первые десятилетия существования кинематографа, как только неигровое кино стало авторским и отказалось от претензии на так называемую «объективность». При этом ценность снятых документальным способом кадров несомненна: взятый отдельно, вынутый из монтажного и нарративного контекста, неигровой кадр представляет собой субъективную документацию факта, открытую для исторического, художественного и семантического анализа, осмысления и интерпретации. Более того, в отличие от кадра, снятого постановочным способом, неигровой кадр по умолчанию воспринимается массовым зрителем как «правда», что, с одной стороны, открывает художнику, работающему с архивным и документальным изображением безграничное поле возможностей, а с другой — ставит перед ним ряд сложных, иногда неразрешимых этических вопросов. Идея семинара — дать студентам возможность познакомиться с разными подходами в работе с неигровым материалом, а также опробовать их на практике. Практическим результатом каждого занятия станут короткие видео упражнения (стилизации), снятые студентами по «правилам», которым следовали режиссеры экспериментальных фильмов, изучаемых на семинаре.

Темы занятий:

Кино как способ расшифровки действительности

Риторика архивных изображений

Материальность носителя, данная в ощущениях

Выбор, сопоставление и монтаж

Реконструкция: цели, способы и примеры

Ненарративное видеоэссе и семантика образов

Кинодневник и приемы «прямого кино»

Подготовленный экспромт как творческий метод

Упражнение на свободную тему в пустой комнате

Автор курса: Михаил Железников

Параллельное кино и экспериментальная анимация
Параллельное кино — андерграундное направление в советском кинематографе, зародившееся в 1970-1980- х годах, когда, преимущественно в Москве и Ленинграде, несколько энтузиастов начали создавать короткометражные работы, по эстетике резко отличавшиеся от всего, что делали тогдашние как любители, так и профессионалы. Новое движение достаточно быстро выработало стилистику, составляющими которой были аполитичность, отказ от красивого, «сделанного» изображения, полная независимость от официальных структур. Молодые режиссеры создали тогда самиздатовский журнал «Синефантом». Наиболее активны и своеобразны были братья Глеб и Игорь Алейниковы, Евгений Юфит, Борис Юхананов, Евгений «Дебил» Кондратьев.

Курс состоит из двух параллельных частей (модулей).

Художник петербургское андеграунда Борис Казаков подробно расскажет историю возникновения Ленинградского параллельного кино, поделится опытом создания экспериментального фильма и покажет различные формы работы с кино изображением.

На практической части курса участники лаборатории будут работать в мастерской Бориса Казакова с различными техниками экспериментальной анимации и применять полученные навыки в создании собственных творческих работ.

Автор курса: Борис Казаков

Старейший в России и один из старейших в мире искусствоведческий аналитический  журнал о кинематографе «Искусство кино» объявляет грант на бесплатное обучение в Лаборатории экспериментального фильма Санкт-Петербургской школы нового кино. 
 
 Для участия в конкурсе на грант необходимо до 1 сентября 2017 подать заявку на поступление в ЛЭФ и выполнить, помимо основных, дополнительное задание: визуальное высказывание на тему «Невидимое (хронометраж не более 2 минут). Это дополнительное задание будет оцениваться коллегиально редакцией журнала «Искусство кино» и преподавателями Лаборатории экспериментального фильма.
Работы, попавшие в шорт-лист, будут опубликованы на нашем сайте, а их авторы будут автоматически зачислены в Санкт-Петербургскую школу нового кино на общих условиях. 

Победитель конкурса на грант в Лабораторию экспериментального фильма будет объявлен 14 сентября 2017.

Ждем ваши работы до 1 сентября по адресу spb@newcinemaschool.com
По всем вопросам, связанным с Лабораторией экспериментального фильма, можно обратиться напрямую к кураторке Юлии Солнцевой по телефону 8 (911) 275-92-08

Возврат к списку

Наши партнеры